Битумные
Битумные покрытия наиболее широко используют для трассовой изоляции трубопроводов. Средний срок службы многослойных битумных покрытий составляет 7..10 лет, а в солончаковых грунтах не более 2...4 лет.
Битумные покрытия применяются для антикоррозионной защиты чугунных канализационных труб по ГОСТ 6942.3-80 в ОАО "Свободный Сокол" (г.Липецк), на Хабаровском заводе отопительного оборудования, Нижнетагильском котельно-радиаторном, Липецком трубном, Думиничском, Макеевском труболитейном заводах.
В качестве антикоррозионного покрытия применяют нефтяной битум марки БНИ-1У-3 (ГОСТ 9812-74). строительный битум марок БН 70/30, БН 90/10 (ГОСТ 6617-76), дорожный битум марок БН 90/130. БН 60/90 (ГОСТ 22245-90). Подготовка битума состоит из стадий обезвоживания и окисления на окислительной установке. Перед битумированием трубы подогревают в проходной печи до 200...250 град. С в течение 10 мин., затем их погружают специальным механизмом (например, профилированными дисками ротора) в ванну с битумом. Температура битума в ванне должна быть 180...200 град. С. Из ванны трубы поступают на стол кантователя, который поднимает их в наклонном положении для слива остатков битума с поверхности трубы. Качество покрытия должно удовлетворять требованиям ГОСТ 9583-75 и ТУ 14-3-259-74.
Основной недостаток применяемой технологии - пожароопасность, так как нефтяной битум является горючим веществом с температурой вспышки 220...300 град. С и минимальной температурой самовоспламенения 368 град. C. В практике битумирования чугунных труб известны случаи загорания битума в ваннах. Кроме того, битум относится к канцерогенным веществам, что также должно сдерживать его применение в качестве антикоррозионного материала.
Разновидностью битумных покрытий является покраска битумным лаком. Такие покрытия применяются, например в ОАО "Таганрогский металлургический завод" для обсадных и магистральных труб. Покрасочная машина оснащена обливочной камерой и коллектором с соплами для разбрызгивания краски, насосом для подачи краски в покрасочную камеру и резиновым манжетом для снятия излишков краски с поверхности труб. Трубы в холодном состоянии обливают с помощью сопел битумным лаком БТ-577 (ГОСТ 5631-79), а его излишки снимают кольцевым резиновым манжетом. Рабочая вязкость лака должна составлять 18-23 1/с по вискозиметру ВЗ-4. В случае необходимости для доведения лака до рабочей вязкости применяется уайт-спирит (ГОСТ 3134-78) или бензин. Область применения битумных покрытий постепенно сокращается из-за вредного воздействия на организм человека и окружающую среду.