Бетонные покрытия
Бетонные наружные покрытия наносят для стальные трубы в случае прокладки подводных трубопроводов и использовании скального грунта для засыпки. Для повышения прочности такое покрытие армируется металлической сеткой или стекловолокном. Подобные буферные покрытия предназначены для защиты эпоксидных и полиэтиленовых покрытий от повреждений, возникающих при нанесении бетона на трубы. Фирмой "Forton B.V. Coating Divsion", Великобритания, разработан армированный стекловолокном полимербетон марки Forton 2000 Rockshield. Он не требует дополнительного нагрева для своего отверждения и может быть нанесен на тонкослойное покрытие в полевых условиях.
Бетон, армированный стекловолокном, марки Sеа1сгеte, предложен фирмой "Неidelberger Zement"), ФРГ. Его применяют как в качестве утяжеляющего покрытия для подводных трубопроводов небольшого диаметра, наносимого непосредственно на эпоксидное или полиэтиленовое покрытие, так и для защиты антикоррозионных покрытий от повреждений, возникающих при засыпке скальным грунтом, и напряжений, передающихся от грунта в период эксплуатации трубопровода. Sеа1сгеte в отличие от других армированных стекловолокном бетонов наносят методом спирально-намоточной экструзии. Для обсадных труб, помимо защиты от коррозии, важное значение имеет прочность соединения бетонной наружной оболочки с поверхностью трубы. Это обеспечивается нанесением резинового подслоя с добавлением крупнозернистого песка.
Бетонные внутренние покрытия
Бетонные внутренние покрытия целесообразно применять для труб, предназначенных для транспортировки питьевой и морской воды, сточных вод и т.д.
Фирма "Маппеsmann", ФРГ, разработала технологию и оборудование для нанесения внутреннего цементного покрытия. При подаче цементного раствора при помощи форсунки во вращающуюся трубу формируется достаточно равномерное внутреннее покрытие. Этот способ отличается сравнительной простотой технологии и оборудования, а также низкими производственными затратами.
Известны антикоррозионные внутренние покрытия обсадных труб, состоящие из 60% цемента и 40% пуцуолана. Механизм защитного действия такого покрытия состоит в том, что влага абсорбируется на гидроокиси кальция, входящей в состав цемента, благодаря чему поверхности контакта последнего со сталью поддерживается pH, равное 12, что сохраняет защитную окисную пленку. Если покрытие имеет трещины (не более 0,05 мм), происходит взаимодействие свободной извести и цуолана с образованием нового слоя цемента, который затягивает трещину. Недостатком такого покрытия является его большая толщина (3...6 мм), что уменьшает внутренний канал трубы.